Историческая справка

Историческая справка службы судебных приставов

 

Первые упоминания о порядке исполнения судебных решений

 

Развитие норм о принудительном исполнении решений государственных органов России имеет богатую историю. Были в ней периоды, когда принудительное осуществление кредитором своих претензий проводились личными средствами, причём сначала без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности претензии, а затем с введением предварительного, чаще всего судебного, признания права кредитора и ограничение пределов допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправство со стороны кредитора. Первое упоминание о приставах, исполняющих решения судов относиться к 1270 году.

Значительная часть норм устного обычного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду. Созданию новых правовых норм, в свою очередь, способствовала судебная деятельность князей. Текст Русской Правды  был обнаружен в составе летописей, а также в различных более поздних юридических сборниках. Всего известно более ста ее списков, которые в зависимости от их содержания принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшей является Краткая редакция.

В Пространной Правде предусматривалась возможность поступать с должником-купцом по «произволу» хозяина погибшего по вине этого купца товара. Указанные правила практически дословно повторяют положения древнеримского права, по которому сам кредитор при наступлении срока платежа мог арестовать должника и путем продажи его с публичных торгов получить удовлетворение из вырученной суммы либо, держать ответчика у себя до полной отработки долга. Таким образом, расправа по обязательствам могла производиться без суда и состязательного или следственного начала.

В целом в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

Судебники 1497 и 1550 гг., а также Уложение 1649 г. начинают разделять три способа исполнения судебных решений:

- взыскание с имущества должника;

- правёж;

- отдача головою

12 декабря 1717 года Указом Петра I № 3255 была образована Юстиц-коллегия. В Юстиц-коллегию вошёл Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства. Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется. Исполнение судебных решений передается в ведение полиции. Однако вскоре подобное решение было признано ошибочным. В результате был поставлен вопрос о необходимости серьезных реформ всей судебной системе.

 

Судебная реформа 1864 года

 

Александр II в своем знаменитом Указе Правительствующему Сенату 20 ноября 1864 года, "коим было повелено распубликовать Судебные Уставы во всеобщее сведение", сославшись на многосторонние предварительные работы, которые предшествовали принятию Судебных Уставов, в таких кратких, но сильных выражениях охарактеризовал их сущность: «Рассмотрев сии проекты, Мы находим, - говорилось в Указе, - что они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого от высшего до низшего». 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Именно эта дата считается датой создания службы судебных приставов.  

Согласно ст. 299 Учреждения судебных установлений судебными приставами не могли быть лица:

- не достигшие 21 года;

- иностранцы;

- объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам;

- подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

- состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния и те, в отношении которых вынесен обвинительный приговор;

- исключенные из службы по суду;

- те, которым запрещено хождение по чужим делам.

Судебные приставы при окружных судах и судебных палатах назначались председателями этих судов, а при кассационных департаментах сената их обер-прокурорами. При вступлении в должность судебный пристав приносил присягу. После принятия присяги судебному приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность пристав с указанием места, назначенной ему для жительства (по распоряжению суда), и особый знак, присвоенный должности судебного пристава для ношения при исполнении обязанностей.

Сведения о назначении к исправлению должности судебного пристава и о его утверждении публиковались в печати.

Судебный пристав утверждался в должности по истечении 1 года с момента его допущения к должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Изначально размер залога был определен в 600 рублей. Если вследствие причинённых убытков залог полностью или частично обращался в пользу государства, то судебный пристав отстранялся от должности до пополнения залога в установленном размере.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Всё производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства.

Вместе с тем, судебные уставы сначала распространялись только на территории центральных губерний Российской империи.

На территории Сибири судебные уставы вступили в действие в 1897 году на основании Закона от 13 мая 1896 года и в довольно деформированном виде. Например, принцип выборности мировых судей здесь был заменен на принцип их назначаемости министром юстиции. Что касается судебных приставов, то порядок их назначения и объем их полномочий не изменился. В то же время закон от 13 мая 1896 года не распространялся на Омскую область. В то время южная часть территории современной Омской области вместе с Омском включала в себя Акмолинская область, которая входила в состав Степного генерал-губернаторства. Распространение судебных уставов на территорию Омской области связано с законом от 2 июня 1898 года (Временные правила о применении судебных уставов к областям Сыр-Дарьинской, Самаркандской, Ферганской, Семиреченской, Закаспийской, Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской от 02 июня 1898 года). В действие они вступили только в мае 1899 года, когда в г. Омске была торжественно открыта Омская судебная палата, которая являлась высшей судебной инстанцией для всего степного края.

С 1899 - 1914 года судебным приставам окружных судов Омской области было вручено 98 091 исполнительных листа. Наибольшее количество исполнительных листов наблюдалось в 1909 году - 11093 листа. В этот период преобладали исполнительные листы о наложении ареста – 2632, а также денежное взыскание - 8035. С 1909-1914 судебными приставами было предъявлено 80 597 повесток. В среднем на одного судебного пристава приходилось 2467 повесток, а исполнительных листов-  1585. Таким образом, получается, что приставу приходилось ежедневно разносить 111 страниц различных бумаг. Подобная практика приводила к тому, что судебные приставы вынуждены были работать по 17-19 часов в сутки, пренебрегая праздничными и выходными днями.

За 15 лет на судебных приставов округа Омска судебной палаты была подана 751 жалоба, из которых 16,9% удовлетворены, т.е. каждая шестая жалоба. Наибольшее количество жалоб поступило в 1912 году - 129 жалоб.

Данная модель принудительного исполнения просуществовала в России вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда в связи с изменением государственного строя произошла полная реорганизация российского государственного аппарата, затронувшая и органы принудительного исполнения. Исполнение судебных решений было возложено на судебных исполнителей, которые работали при районных (городских) народных судах.

 

Работа судебных исполнителей в

период существования советской власти

 

Первые законодательные указания о ликвидации старого порядка исполнения судебных решений содержались в декрете № 1 Совета Народных Комиссаров РСФСР о суде, опубликованном 7 декабря (24 ноября) 1917 г. Упразднив буржуазную судебную систему, декрет № 1 о суде еще не определил ни характера специального органа исполнения судебных решений, ни порядка исполнения судебных решений. Ввиду того, что в течение длительного времени законодательно этот пробел не был восполнен, решения судов по гражданским делам, как и приговоры по уголовным делам, приводились в исполнение различными государственными органами (судебными исполнителями, органами милиции, волостными, деревенскими исполкомами и т. п.).

Важную роль в формировании института судебных исполнителей сыграла инструкция НКЮ РСФСР «Об организации и действии местных 4 народных судов» от 23 июля 1918 г., в которой был выделен отдельный раздел «Об исполнении судебных решений и приговоров» Однако данные нормы в основном регулировали случаи немедленного приведения решений в исполнение, а основные вопросы исполнительного производства по-прежнему оставались нерешенными

В конце ноября 1918 г ВЦИК РСФСР утвердил положение «О народном суде РСФСР», которое, унифицировав судебную систему республики, стало исходным нормативным правовым актом в создании и налаживании деятельности судебных исполнителей В нем были сформулированы особенности их правового положения, заложены основные принципы функционирования, которые впоследствии были уточнены в новом положении «О народном суде РСФСР» от 21 октября 1920 г.

Дальнейшее реформирование судебной системы началось с принятием ВЦИК РСФСР 11 ноября 1922 г. положения «О судоустройстве РСФСР», которое закрепило создание института судебных исполнителей как вспомогательного органа по исполнению судебных решений. Окончательно правовой статус судебных исполнителей был установлен в 1923 г. в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса РСФСР и Уголовно-процессуа­льного кодекса РСФСР. В дополнение к принятым нормативным правовым актам была издана серия циркуляров и инструкций, регламентировавших как общие, так и частные вопросы исполнения судебных решений.

В соответствии с данными нормативными правовыми актами судебные исполнители являлись государственными служащими, находились в штате губернских и народных судов и выполняли действия, возлагаемые на них Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР. Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения земельных комиссий, другие акты. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Они назначались и увольнялись распоряжением председателя суда.

В отличие от дореволюционных приставов судебные исполнители в Советской России не имели возможности создавать собственные органы самоуправления. Существовало мнение, что судебных исполнителей нельзя было объединять в какие-либо коллективы или назначать кого-либо старшим среди них, так как положением

«О судоустройстве РСФСР» наличие подобных органов не было предусмотрено, а непосредственным начальником судебных исполнителей являлся председатель суда.

Общее руководство, организация и инструктирование судебных исполнителей возлагалось на Народный комиссариат юстиции РСФСР. Следовательно, судебные исполнители имели двойное подчинение – суду и органам юстиции.

Деятельность судебных исполнителей в 1922–1930-х гг. осложнялась большим количеством проблем объективного и субъективного характера, таких как: высокая загруженность судебных исполнителей, низкая заработная плата, хронический некомплект и текучесть кадров, низкий образовательный уровень, слабая профессиональная подготовка сотрудников. Данные обстоятельства влекли за собой такое явления негативного характера как низкую результативность работы.

Таким образом, нормативные правовые акты 1920-х гг. законодательно закрепили факт создания института судебных исполнителей как самостоятельного элемента советской судебной системы. Несмотря на многочисленные трудности, судебные исполнители заняли достойное место в структуре судебных органов Советского государства. Однако особенности их организации и функционирования свидетельствовали о необходимости дальнейшего совершенствования данного института.

В годы Великой Отечественной войны советская судебная система претерпела определенные изменения. Однако судебные исполнители продолжали выполнять свои обязанности. Развитие данного института осуществлялось в соответствии с объективными условиями военного времени. Главным негативным аспектом функционирования судебных исполнителей явились хронический некомплект кадров и низкий образовательный уровень сотрудников. Дело в том, что многие квалифицированные работники ушли на фронт, а их заменили молодые, слабо подготовленные кадры.

Очередные масштабные изменения в области советского судоустройства и судопроизводства произошли во второй половине 1950-х гг. и были связаны с упразднением 31 мая 1956 г. Министерства юстиции СССР, в результате чего принципиальные изменения последовали в системе судебного управления. Цель данных преобразований заключалась в повышении эффективности функционирования существующей судебной системы в целом и ее отдельных элементов, к которым относился и институт судебных исполнителей, путем децентрализации государственного аппарата и усиления контроля над судебными исполнителями.

Начиная с 1961 года начинается третий этап в развитии исполнительного производства СССР. В декабре 1961 г.  были  приняты  Основы  гражданского законодательства  СССР  и   Основы  гражданского  судопроизводства СССР и союзных республик, а в 1964 году новый Гражданский и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Судебный исполнитель являлся должностным лицом суда, осуществляющим исполнение судебных решений и актов других органов. Он выступал в качестве обязательного участника исполнительного производства. Судебные исполнители назначались и освобождались от должности начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов областных, краевых, городских Советов народных депутатов, министрами юстиции автономных республик.

Исполнительное производство предполагалось бесплатным для взыскателя. Предпосылкой такого положения выступало то обстоятельство, что исполнительное производство считалось частью, стадией гражданского судопроизводства, за осуществление которого в доход государства уже поступила государственная пошлина. Судебный исполнитель не имел права взыскивать с истца или ответчика какие-либо сборы за исполнение решения. Все средства он получал от суда, а затем судья выносил определение об утверждении расчета исполнителя по расходам и о взыскании этих расходов с должника.

Закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 года закреплял задачи судов общей юрисдикции, принципы правосудия, судебную систему России, структуру и состав судов различных звеньев, их полномочия и другие вопросы. Происходящие изменения в совершенствовании системы и полномочий судебных органов в тоже время мало затрагивали исполнительное производство. Со временем стало очевидным, что в этом направлении деятельности судов есть очень серьёзные упущения. В частности, загруженность судей не позволяла в достаточной степени осуществлять за судебными исполнителями надлежащий ведомственный контроль. Накопилось множество исполнительных документов по решениям судов и иных органов, которые могли причинить вред жизни и здоровью при их принудительном исполнении. На работе судебных исполнителей сказывалась низкая профессиональная квалификация, а также отсутствие должного финансирования их работы. Эти причины способствовали формированию формального отношения к порученному делу судебных исполнителей и сама судебная система давала сбои.

Порядок исполнения судебных решений регламентировался  Инструкцией Министерства юстиции СССР «О порядке исполнения судебных решений» от 24 апреля 1973г., об исполнительном производстве от 15 ноября 1985г. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-х годов ХХ в. система исполнительного производства СССР и России. Исполнительное производство характеризовалось рядом признаков:

  • исполнительное производство носило государственный характер;
  • судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов;
  • как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков;
  • оно преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность.

Становление службы судебных приставов

в Российской Федерации

 

21 июля 1997 года принимаются два федеральных закона: № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и № 118-ФЗ «О судебных приставах», что дает право говорить о начале реформы системы принудительного исполнения.

Приказом Управления юстиции Администрации Омской области от 05.01.1998  № 2 создаются на территории области, применительно к её административно-территориальному делению, подразделения судебных приставов в округах г. Омска и в районах сельской местности со штатной численностью 142 единицы.

В 2004 году в структуре федеральных органов исполнительной власти был образован новый государственный орган – Федеральная служба судебных приставов. Полномочия службы определены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». В каждом субъекте были созданы территориальные органы ФССП России. Первое штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области было утверждено 21 декабря 2004 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Время создания/изменения документа: 11 декабря 2013 12:50 / 04 апреля 2016 03:52

Версия для печати